Гиль Смолинский: Обзор романа «Левиафан» Бориса Акунина

Раскрытие «преступления века» в «Левиафане» Бориса Акунина

Действие начинается в 1878 году в Париже. Папаша Гош, комиссар парижской полиции, отправляется на задание – ему предстоит совершить плавание в первом рейсе роскошного круизного лайнера «Левиафан». Корабль держит курс на Индию. Задача Гоша – расследовать убийство лорда Литтлби, который был найден с проломленной головой в своем доме в Париже, и девяти его слуг, умерших от смертоносных инъекций. Некоторые зацепки подсказывают, что убийца должен отплыть на «Левиафане». Казалось бы, классическая «загадка запертой комнаты»: пассажиры лайнера погибают насильственной смертью один за другим, причем убийцей может быть только кто-то из пассажиров. Круг подозреваемых сужается до десяти: всех их сосредоточили по указу Гоша в одном салоне обеденного зала – до тех пор, пока преступление не будет раскрыто.

Пестрая подборка потенциальных убийц

В «Левиафане», третьем романе из серии «Приключения Эраста Фандорина», сам главный герой поначалу проходит в качестве подозреваемого, вместо того чтобы выступить в роли сыщика изначально, как в двух первых книгах. Это придает оригинальный ракурс роману, так что чтение доставляет еще большее наслаждение. В числе подозреваемых также английский баронет-параноик, эксцентричный «японский дворянин», расхаживающий по палубе без панталон, богатая лживая англичанка и молодая дама, помешанная на своей беременности и имеющая весьма странную привычку (хорошо еще, она чудит только у себя в каюте!).
Разумеется, Фандорин вскоре оказывается на первых ролях. Этот персонаж совершенно уникален в детективной литературе: за исключением редкостной остроты ума, он не похож ни на одного из известных нам типажей сыщика. Если в классической детективной литературе – Конан Дойла, Жоржа Сименона, Агаты Кристи – мы имеем дело с немолодым главным героем, умудренным опытом, загадочным и непостижимым, «окутанным туманом неизвестности» (авторы мало рассказывают о детстве и молодости своих героев, и это, безусловно, неслучайно), то здесь перед нами – наш близкий знакомый, о перипетиях биографии и о мировоззрении которого мы знаем практически все. Мы посвящены даже в его личную жизнь. Кроме того, Фандорин, предстающий перед нами в «Левиафане» – в отличие от своих маститых предшественников в детективной литературе – молодой человек и начинающий, еще не очень опытный сыщик, за спиной которого пока что всего лишь два блестящих расследования. В этом заключается безусловное новаторство Акунина в детективном жанре

Необычный метод создания атмосферы

Повествование излагается от лица разных пассажиров: баронет пишет письма своей жене, странный японец ведет дневник (для того чтобы ознакомиться с записями, читатель должен развернуть книгу боком), и т. п. Есть и фотографии газетных вырезок, посвященных убийству. И несмотря на то, что некоторых читателей может немного раздражать то, что увлекательное чтение прерывается дневниковыми записями или статьями, эти приемы помогают создать особую атмосферу расследования. Апогей наступает, когда Фандорин, подобно Шерлоку Холмсу, начинает последовательно развенчивать каждую из гипотез Гоша касательно личности убийцы.

Вердикт

И антураж, и сам сюжет – все отдает абсурдом, что, однако, не умаляет блеска очередного мастерского творения Бориса Акунина. Как всегда, автор отлично знает, что делает. Его текст – умный, отточенный, необычайно увлекательный, доставляющий несказанное удовольствие – делает читателя заведомым союзником, а не критиком.

В книге не найдется ни одной скучной страницы, а некоторые, пожалуй, вызовут у читателя здоровый смех. Как и всегда, Акунин держит публику в неведении и заставляет гадать до самых последних страниц. А самое замечательное – парадоксальная развязка: разгадка, оказывается, была все это время прямо под носом… Завершение необыкновенно остроумно и доставляет огромное удовольствие.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s